Войска национальной гвардии
Российской Федерации являются государственной военной организацией,
предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности,
защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона
Российской Федерации от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной
гвардии Российской Федерации», на войска национальной гвардии возлагается
выполнение широкого спектра задач, одной из которых является осуществление
федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), а так же за
деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами
и подразделениями ведомственной охраны (далее – подразделения охраны).
Приказом Директора Федеральной службы войск
национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующего войсками
национальной гвардии Российской Федерации генерала армии В.В. Золотова от 30
сентября 2016 года № 166 «Вопросы Управления Федеральной службы войск
национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан» утверждено Положение об Управлении ФСВНГ
Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – Управление). Указанным
Положением определены полномочия и организация деятельности Управления, кроме
того определены задачи, в том числе
задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за
обеспечением безопасности объектов ТЭК и подразделений охраны юридических лиц с особыми
уставными задачами и подразделений ведомственной охраны на территории Республики Башкортостан.
Вышеуказанные задачи на территории Республики
Башкортостан реализуются сотрудниками отдела государственного контроля
Управления Росгвардии по Республике Башкортостан (далее — ОГК), путем
проведения плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок и
направления предостережений в адрес руководителей подконтрольных
субъектов.
Проведение данных мероприятий в отношении подразделений
охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений
ведомственной охраны осуществляется в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08 июня 2018 года № 660 «Об утверждении Положения о федеральном
государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц
с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании
утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», приказа
ФСВНГ РФ от 21 декабря 2018 года № 651 «Об утверждении Административного
регламента ФСВНГ Российской Федерации по осуществлению федерального
государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц
с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», а так же на
основании согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации
Сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на
соответствующий календарный год.
При проведении проверок подразделений охраны
сотрудниками ОГК проверяется соблюдение обязательных требований законодательных
и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
организацию и осуществление охранной деятельности соответствующим
подразделением.
По состоянию на 01 декабря 2019 года на территории
Республики Башкортостан для обеспечения охраны объектов различной формы
собственности осуществляют свою деятельность 11 подразделений ведомственной
охраны и 6 подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами.
В текущем году были проведены плановые документарные и
выездные проверки в отношении 4 подразделений ведомственной охраны и 1
подразделения охраны с особыми уставными задачами. При этом было выявлено 31
нарушение. Сравнительный анализ количества выявленных нарушений текущего года с
нарушениями, выявленными в прошлом году, свидетельствует об увеличении
допускаемых нарушений подразделениями охраны, а также их схожести
(аналогичности). Так, наиболее характерными нарушениями являются:
- нарушение абзацев 6 и 8 статьи 12 Федерального закона
Российской Федерации от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», в части выдачи
оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами, не прошедшим
соответствующую подготовку, а так же периодическую проверку на пригодность к
действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия; замещение
лицами в организациях с особыми уставными задачами должностей, связанных с
учетом, хранением, выдачей или использованием огнестрельного оружия,
боеприпасов и патронов к огнестрельному оружию, в отношении которых не
обеспечено принятие ограничительных мер, предусмотренных действующим
законодательством;
- нарушение подпунктов «т» и «у» статьи 9 Федерального
закона Российской Федерации от 25.07.1998 г. № 128 «О государственной
дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и абзаца 8 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от
14.04.1999 г. № 77 «О ведомственной охране», в части не прохождения работниками
подразделений охраны обязательной государственной дактилоскопической
регистрации;
- нарушение требований пункта 8.2. приказа МВД России
от 29.06.2012 г. № 647 «Об утверждении положения о проведении органами
внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и
работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к
действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и
специальных средств» и абзаца 3 статьи 6 Федерального закона «О ведомственной
охране» от 14.04.199 г. № 77, в части
несвоевременного прохождения работниками подразделений охраны периодических
проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением
огнестрельного оружия и специальных средств;
- нарушение пункта 143 Инструкции, утвержденной
приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления
Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814» (далее - Инструкция),
в части выдачи оружия и патронов лицом, ответственным за хранение оружия и
патронов, работникам организации или учреждения без внесения соответствующих
записей в книгу приема и выдачи оружия;
- нарушение пункта 146 Инструкции, в части не
проведения ежеквартальных сверок соответствия фактического наличия оружия и
патронов учетным данным;
- нарушение абзаца 2 пункта 149 Инструкции, в части
изменения состава инвентаризационной комиссии до окончания срока действия
работы комиссии, без издания соответствующего приказа о замене членов
инвентаризационной комиссии.
Вместе с тем, при проведении в текущем году плановой
проверки одного из подразделений ведомственной охраны зафиксировано отсутствие
каких-либо нарушений обязательных требований, что свидетельствует о
качественной работе указанного подразделения, как в период подготовки к
плановой проверки, так и в организации работы в повседневной деятельности.
Так же в текущем году, в соответствии с поручением
заместителя председателя Правительства Российской Федерации была проведена
внеплановая проверка одного из подразделений охраны юридического лица с особыми
уставными задачами, в рамках которой было выявлено 3 нарушения в организации
деятельности соответствующего подразделения. При этом, в период проведения
проверки, со стороны подразделения юридического лица с особыми уставными
задачами не были представлены запрашиваемые документы для проверки законности
использования выданного во временное пользование боевого ручного стрелкового
оружия, что повлекло за собой невозможность осуществления в полном объеме проверочных
мероприятий. В отношении должностного лица данного подразделения был составлен
административный протокол за нарушение части 2 статьи 19.4 прим 1 КоАП РФ
«Воспрепятствование законной деятельности должностного лица государственного контроля (надзора),
должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными
законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа
муниципального контроля», в следствии чего должностное лицо постановлением
мирового судьи привлечено к административной ответственности — штрафу.
В вопросах осуществления федерального государственного
контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК сотрудники ОГК
руководствуются требованиями и положениями Федерального закона Российской
Федерации от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов
топливно-энергетического комплекса», Постановления Правительства Российской
Федерации от 20.10.2016 года № 1067 «Об утверждении Правил осуществления
Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее
территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за
обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и
Приказа ФСВНГ РФ от 03.10.2017 г. № 418 «Об утверждении Административного
регламента исполнения ФСВНГ РФ государственной функции по осуществлению
федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности
объектов ТЭК», а так же соответствующих ежегодных планов проверки объектов
топливно-энергетического комплекса.
В 2019 году проведены плановые проверки в отношении 35
объектов ТЭК республики. При этом было выявлено 353 нарушения, в т. ч. 341 по
инженерно-техническим средствам охраны. При этом следует отметить, что за
прошедший год на проверенных объектах ТЭК было устранено 94 нарушения или 26,6
% от выявленных нарушений, т. е. можно сделать вывод об определенной
положительной динамике в работе субъектов ТЭК по устранению нарушений
обязательных требований.
Вместе с тем, в соответствии с положениями подпункта
«б» пункта 53 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067, в
отношении 6 должностных лиц проверенных субъектов ТЭК, по результатам
проведенных проверок были составлены административные протоколы за нарушения,
предусмотренные ст. 20.30 КоАП РФ.
Так же, в анализируемый период времени, на основании
поступившей из Федерального органа исполнительной власти информации и в связи с
истечением срока исполнения ранее выданного предписания, были проведены 3
внеплановые проверки, в ходе которых также были выявлены нарушения обязательных
требований, образующих состав административных правонарушений предусмотренных
ч.1 ст.19.5 и ст. 20.30 КоАП РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии следующих характерных
нарушений, имеющих место на большинстве проверенных объектов ТЭК:
- не проведение актуализации паспортов безопасности
объектов ТЭК, в связи с изменением компонентов охраны;
- отсутствие нижнего дополнительного ограждения по
периметру объекта;
- отсутствие системы охранной сигнализации на объекте;
- отсутствие либо несоответствие системы охранной
телевизионной, требованиям по обеспечению безопасности объектов ТЭК;
- отсутствие либо несоответствие системы охранного
освещения требованиям по обеспечению безопасности объектов ТЭК;
- отсутствие внешнего предупредительного ограждения и
запретной зоны по периметру объекта;
- отсутствие на объектах защитных металлических оконных
конструкций для уязвимых мест, а также защитного остекления;
- отсутствие на автотранспортных и совмещенных
контрольно-пропускных пунктах средств досмотра (обнаружения) взрывчатых
веществ;
- отсутствие на досмотровых площадках
контрольно-пропускных пунктов для автомобильного транспорта ограждения места
несения службы, колесоотбоев.
Однако, нельзя не отметить и тот факт, что при
проведении проверочных мероприятий на двух объектах ТЭК нарушений обязательных
требований не допущено, что однозначно свидетельствует о реальности выполнения
всех требований по обеспечению безопасности объектов ТЭК, комплексном подходе
должностных лиц объектов к реализации мероприятий, направленных на улучшение
системы физической защиты объектов ТЭК.